История Камчатки

Заселение Камчатки началось порядка 15 тыс. лет назад. Несмотря на то, что вопрос переселения народов на полуостров Камчатка так до конца и не изучен, на сегодняшний день достоверно известно, что первые переселенцы - это древние охотники, отдаленные предки североамериканских индейцев, небольшая часть которых, направляясь к берегам Северной Америки через Камчатку и Чукотку, решила обосноваться на полуострове.

Затем, 10-11 тыс. лет назад, на Камчатке сформировалась культура, которая принадлежит предкам эскимосов, алеутов и ительменов, мигрировавших из Азии на Аляску. А уже в начале 19 века на север Камчатки переселяются эвены-оленеводы, а на Командорские острова - алеуты, морские зверобои. По-видимому, представителей этих древних народов привлекли природные богатства полуострова.

Ительмены вели оседлый образ жизни, занимаясь рыбной ловлей. Коряки и чукчи делились на "оседлых", которые добывали морских зверей, и "кочевых" оленеводов. Мужчины, кроме того, занимались изготовлением нарт, батов, байдар, лыж, а женщины - выделкой шкур, шитьем одежды из кожи и меха, сбором трав и кореньев, приготовлением пищи. К сожалению, не все из этих видов занятий сохранились до наших дней. Сейчас представители этих народов занимаются лишь декоративно-прикладным искусством: резьбой по кости, изготовлением изделий из меха и кожи, самобытных вышивок и рисунков, украшающих национальную одежду и предметы быта. Широко распространено на полуострове и оленеводство.

Древнейшее население Камчатки составляли ительмены, коряки и чукчи. Со временем на территории полуострова появились алеуты и эвены.

Ительмены - название народа означает "живущие здесь". Древние ительменские селения располагались по рекам Камчатке (Уйкоаль), Еловке (Коочь), Большой, Быстрой, Аваче, по берегам Авачинской бухты. Возглавлял острожек, состоящий из нескольких полуземлянок, в которых жили члены одной семейной общины, тойон. Имена тойонов до сих пор остались на карте Камчатки: Начики, Авача, Налычево, Пиначево. В конце 17 - начале 18 веков, когда русские землепроходцы появились в срединной части Камчатки, ительмены находились на стадии распада первобытнообщинных отношений. Жизнь ительменов в летнее время проходила раньше у воды и на воде. Передвигались они по рекам на долбленых колодообразных лодках-батах, изготовленных из тополя. Они ловили рыбу сетями, сплетенными из крапивных волокон, били ее острогами, строили ловушки-запоры на реках. Рыбу, главным образом из семейства лососевых, заготавливали впрок в виде юколы (вялили на солнце и ветре) и заквашивали в ямах.

Равнозначным занятием у этого народа была охота на лисиц, соболей, медведей, горных баранов; на побережьях - на морского зверя: сивучей, тюленей, каланов. Ели ительмены много рыбы, предпочитая запеченную (чуприк) и рыбные котлеты (тэльно); использовали в пищу молодые побеги шеломайника, морковника (купыря) и борщевика шерстистого - пучки (пока он не приобрел обжигающие свойства); употребляли в качестве противоцинготного средства кедровые шишки с сушеной икрой лососей, запивая чаем; сдабривали пищу нерпичьим жиром - любимой "приправой" всех северных народов. У женщин-ительменов был обычай: носить парики. Более всего почиталась та, у которой парик больше и роскошнее. Эти модницы всегда ходили с непокрытой головой. Девушки же свои тяжелые черные как вороново крыло волосы заплетали во множество мелких косичек и для большего шика покрывали из волосяными накладками, сплетенными в виде шапочек. Может быть, поэтому чукчи и коряки могли называть ительменов камчадалами, потому что в обоих языках "камча" означает "кудрявый", "лохматый", а "левыт", "лявыт" (чукот.) и "лэв'ит", "лав'ыт" (коряк.) - "голова". Своеобразной была и одежда ительменов, сшитая из соболей, лисиц, евражек, снежных баранов, собачьих кож с обилием кисточек из горностая и пушистыми опушками по вороту, капюшону, подолу и рукавам. В настоящее время ительмены проживают в Тигильском районе. Их насчитывается 2394 человека (по данным 2010 года) - это 0,74% от всего населения Камчатки. 

Коряки - основное население севера Камчатки. Места расселения - северная, тундровая часть Камчатского края (бывший Корякский АО). Языки - корякский, русский. По данным 2010 года численность коряков на Камчатке составляет 6640 человек - это 2,06 от всего населения Камчатки. По своему образу жизни коряки делятся на две группы: оседлые и кочевые. Основным занятием оседлых коряков ("нымылгын" - местный житель) было рыболовство и охота на морского зверя, собирательство, обработка дерева, кости, металла, камня. Рыбу ловили в основном в реках, сетями из крапивных волокон (на изготовление одной сети уходило около двух лет, а служила она всего год). Морской зверобойный промысел стоял на втором месте после рыболовства в хозяйстве нымылгынов. Кочевые коряки ("нымылг-аремку" - кочующий житель) издавна предпочитали оленеводство ("чавчыв" - оленевод) и пушной промысел. Олень давал корякам все необходимое для жизни: мясо шло в пищу, шкуры - на изготовление одежды, строительство жилищ, кости - на изготовление орудий труда и бытовых предметов, жир - на освещение жилья. Олени были для коряков и средством передвижения.

Во время колонизации Камчатки коряки оказали яростное сопротивление казачьим отрядам, продвигавшимся к востоку от Охотска и к югу от Анадыря. До прихода казаков коряки верили в одушевленность окружающего мира, поклонялись священным местам - сопкам, мысам, утесам, практиковали шаманизм. После колонизации Камчатки большое распространение получило Христианство.

Чукчи - северными соседями коряков были чукчи ("чаучу" - богатые оленями), коренное население Чукотки. Часть их переселилась на Камчатку. По типу хозяйствования чукчи делились на две относительно большие группы - кочевых оленеводов и оседлых охотников на морского зверя, что сближало их с северными группами коряков. Между этими группами существовал натуральный обмен продуктами.

Владелец менее, чем ста оленей считался бедняком и обычно не мог вести самостоятельное хозяйство. Основным орудием охоты у чукчей были лук со стрелами, копье и гарпун. Лук и копье применялись при охоте на диких оленей, горных баранов, гарпун и копье - при охоте на морских животных.

У чукчей было активно распространено шаманство. Структура их мира включала три сферы: земную твердь со всем сущим на ней; небеса, где живут предки, умершие достойно во время сражений или выбравшие добровольную смерть от руки родственника (старики, неспособные промышлять, просили ближайших родственников лишить их жизни); подземный мир - обиталище носителей зла - кэле, куда попадали люди, умершие от болезни.

На данный момент места расселения чукчей на Камчатке - это Олюторский и Пенжинский районы. Численность чукчей в крае по данным на 2010 год - 1496 человек - это 0,46% от всего населения Камчатки.

Алеуты - еще одна народность, проживающая на территории Камчатского края. Район расселения - Командоры (острова Беринга и Медный). Самоназвание "унанган" - "прибрежный житель". Как цельный народ алеуты проживают в США. Заселение предками алеутов нынешней территории обитания происходило в условиях миграции народов из Азии в Америку 10-12 тыс. лет назад.

Основу хозяйства алеутов составляли зверобойный промысел, рыболовство, птицеловство, собирательство (морские ежи, моллюски, мидии). В морской охоте алеуты использовали байдару и каяк. 

Традиционное верование алеутов - анимизм (вера в одушевленность всей природы). Они почитали предков, изображая их на камне, костях, дереве, шкуре. Для шаманских обрядов они выстругивали деревянные маски и мастерили костюмы, символизирующие птиц. В конце 18 века, испытав сильнейшее влияние русской культуры, алеуты перешли в православие. Распространилось двуязычие, школьное обучение; религиозные книги стали переводиться на алеутский.

По данным на 2010 год на Камчатке проживает 401 алеут - это 0,12% от всего населения Камчатки.

Эвены. Несколько особняком стоят пришедшие сравнительно недавно на Камчатку эвены. В настоящее время эвены расселены по территории сел Эссо и Анавгай.

Предки народа, переселившись на Камчатку в 17 веке, изменили своему традиционному занятию - охоте и занялись оленеводством. Русские, придя на Камчатку, называли эвенов, кочевавших по Охотскому побережью, ламутами, т.е. "живущими возле моря", а пастухов - орочами, т.е. "оленными людьми". Кроме оленеводства и охоты береговые эвены занимались рыболовством и мосрким зверобойным промыслом. Из ремесел самым распространенным у эвенов было кузнечное дело. Жилищем камчатским эвенам служил цилиндрическо-конический чум, по устройству похожий на корякскую ярангу. В зимнее время для сохранения в жилище тепла к чуму пристраивали тунелеобразный вход. В отличие от других народов Камчатки эвены не практиковали широко ездового собаководства. 

Интересно, что у эвенов 2 календаря: православный и "охотничий", в котором месяцы назывались в честь частей тела. Год начинался с сентября и назывался месяцем "подымающейся тыльной поверхности кисти руки" (левой), и заканчивался августом, месяцем "подымающейся кисти руки, сложенной в кулак" (правой).

У эвенов был культ "хозяев" природы и различных стихий - тайги, воды, огня. Поклонение солнцу представляло важную часть религии. Светилу приносили в жертву оленей. Практиковалось "воздушное захоронение" на деревьях или помостах.

Численность эвенов на Камчатке по данным 2010 года - 1872 человека, это 0, 58% от всего населения края. 

Первые попытки русских землепроходцев проникнуть на камчатку датируются второй половиной 17 века. В 1967 году начал свой поход В.Атласов. Позже, в 1704 году появляются первые камчатские остроги. Первая и вторая камчатская экспедиции Витуса Беринга положили начало основанию первых крестьянских поселений в долине реки Камчатки. 6 октября 1740 года был основан город Петропавловск-Камчатский.

Вторая половина 18 века ознаменовалась посещением Камчатки экспедициями Кука и Лаперуза. В 1755 году вышла в свет знаменитая книга С.П.Крашенинникова "Описание земли Камчатки".